«С физикой надо дружить» - тест напольной акустики Penaudio Legato Signature

Журнал "Stereo & Video"

Скромные габариты колонок Legato Signature легко введут в заблуждение относительно их возможностей, ведь обычно «большой» звук ассоциируется с крупными корпусами и динамиками. Я не раз слышал мнение, что колонки начинают правильно играть (классику, джаз, рок и т.д. — нужное подчеркнуть) при диаметре НЧ-диффузора, начиная с энного количества дюймов. Однако ничто так не передает алхимию High-End и мастерство производителя, как способность создать относительно компактный громкоговоритель, заставляющий слушателя забыть о его размерах. И не стоит говорить, мол «физику не обманешь». С физикой просто надо дружить.

Акустическая обнаженность

На мой взгляд, в облике колонок Penaudio есть нечто особенное, что не так часто встретишь у других компаний. Их облик узнаваем и моментально считывается, даже без взгляда на логотип. При этом роскошь ограничена строгой скандинавской эстетикой. Мне их внешний вид показался ориентированным прежде всего на европейского потребителя, избегающего крикливых атрибутов статусности (в противоположность российскому, особенно в отношении предметов высокого ценового ранга).


Облик акустических систем узнаваем и моментально считывается, даже без взгляда на логотип.

В дизайне Legato парадоксально сочетаются классический корпус и необычные материалы оформления, как шпон карельской березы и пестрые полоски LVL-массива (что это такое читайте ниже). Так как нет финишного декорирования, сперва возникает ощущение незавершенности, я бы сказал «обнаженности» колонок, но потом это впечатление трансформируется в созерцание их натуральности. Рисунок дерева, не законопаченный цветным лаком и декоративными приемами финишной обработки, выступает на первый план и завораживает. В общем, как вы поняли, я пришел в восторг от их дизайна.

Отмечу, что производитель предлагает и другие варианты отделки: обычная береза, зебрано, палисандр, дуб, а также привычные черный матовый или рояльный лак белого или черного цвета.


Парадоксальное сочетание классического корпуса и необычных материалов оформления.

Что же такое LVL, который придает колонкам Penaudio столь узнаваемый вид? Этот материал придумала в 60-е годы прошлого века американская компания Wayerhauser. По сути — это массив фанеры, но в отличие от обычной древесины данный композитный материал не впитывает влагу, не трескается, не гниет и не теряет формы на протяжении всего срока эксплуатации. Кстати, лично мне кажется, что LVL-массив особенно выразительно смотрится на небольших полочных колонках, просто потому что мы обычно садимся к ним поближе, чем выдерживаем дистанцию до напольников. Это как настенные обои, которые вблизи смотрятся иначе, чем на расстоянии.

Два объема и четыре динамика

Но вернусь к системам. Качество изготовления Penaudio Legato может легко служить референсным примером. Никаких следов машинной обработки, а уж тем более «ручного труда». Корпус выполнен из 16-мм МДФ, усиленного плитами LVL-массива толщиной 5 мм. Он стоит на опорной плите с регулируемыми шипами, которые опираются на идущие в комплекте металлические протекторы. Между ними и корпусом есть зазор, поэтому возникает эффект кажущейся левитации колонок на некотором расстоянии от пола.


ВЧ/СЧ-звено включает в себя динамические головки SEAS Crescendo и SEAS Excel

На фронтальной панели акустики расположена батарея динамических головок, покрытых пылезащитной сеткой черного цвета, крепящейся на скрытые магниты. На задней панели расположен акустический терминал с парой симпатичных, универсальных клемм Nextgen 0705 AG от компании WBT и два выхода портов фазоинвертора. Их трубы, традиционно для Penaudio, выполнены из алюминия.


НЧ звено состоит из двух динамиков SEAS Excel.

Каждая колонка состоит из двух объемов, изолированных внутренней перегородкой. В акустике работает один твитер SEAS Crescendo с охлаждаемой, неодимовой, магнитной системой и мягким куполом диаметром 29 мм, и три идентичных 120-мм динамика SEAS Excel с магниевыми диффузорами, усиленным подвесом и фазовыравнивающей пулей. Один из этих динамиков отвечает за воспроизведение средних частот, а два других — за воспроизведение низких. Кроссовер, собранный на высококачественной, по словам производителя, элементной базе, стыкует излучатели на частотах 180Гц и 4кГц.

Напарники

Относительно невысокая чувствительность Penaudio Legato Signature (всего 85 децибел) предполагает использование мощного усилителя и других элементов тракта, способных в должной мере раскрыть заложенный в них потенциал. Я прослушивал акустику на следующей системе: проигрыватель компакт-дисков T+A CD1260R, предварительный усилитель Plinius Kaitaki и усилитель мощности Plinius Kiokio (310 Вт на канал при 8 Ом). От источника к преду шел небалансный кабель Nord Ost Red Dawn, от преда к мощнику — балансный Abbey Road Studio Connection, сами же колонки были подключены двухметровыми кабелями Abbey Road Moving Air.


Трубы фазоинвертеров Penaudio традиционно делает из алюминия.

Колонки располагались в значительном удалении от стены (на расстоянии примерно двух метров друг от друга) и приблизительно в трех метрах от слушателя. Оси акустических систем пересекались в точке прослушивания.

На этот раз в качестве музыкального материала, помимо сложившейся тестовой подборки, я решил воспользоваться взятым по случаю компакт-диском «Favourite Things» в исполнении блистательной Конни Фишер (Connie Fisher). Ну, что поделать, нравится она мне.

Без гротеска

Акустика отлично справляется с воспроизведением разных музыкальных жанров: и рок, и оркестровая классика звучат на ней весьма убедительно. Играет она натурально, чисто и открыто. Каким-то непостижимым образом колонкам удается воспроизвести тончайшие микродинамические нюансы записи, при этом не перегружая сознание слушателя, чтобы тот воспринимал музыку, а не пытался анализировать услышанное.


Корпуса колонок покоятся на опорных плитах с регулируемыми шипами.

C одной стороны, колонки не приукрашивают звук, а с другой — их нельзя назвать мониторными. Колонки не навязывают ничего от себя, играют удивительно точно и комфортно, демонстрируют ясность и прозрачность. Как и в дизайне, в их звучании отсутствует гротеск.

Несмотря на относительно скромные габариты, Penaudio Legato воспроизводят телесный и фундаментальный звук, который ожидаешь услышать от акустических систем куда большего размера. Даже при увеличении громкости они не теряют своего самообладания. Лишь однажды, при воспроизведении записи симфонического оркестра на высоком уровне, я испытал за них некоторое беспокойство. Уж очень они старались и, как мне показалось, приближались к пределу своих возможностей. Во всяком случае, знаменитый пушечный выстрел из увертюры Чайковского «1812 год» я бы не рискнул на них воспроизвести. Однако даже здесь я не услышал признаков перегрузки — явления, которое встречается довольно часто в случае с маленьким колонками, претендующими на взрослый саунд.


Акустический терминал оборудован парой универсальных клемм WBT, покрытых платиной.

Текстильный купол подробнейше отыгрывает высокочастотный регистр, не привнося в звучание излишнюю яркость и пронзительность. Безусловно, это свойство оценят люди, знакомые с чувством усталости, возникающей от чрезмерно яркого и контрастного звука.

С резервом

Низкие частоты обладают быстрым, глубоким, хорошо структурированным басом и звучат настолько эффектно, что приходится убеждать себя в отсутствии мощного, беспроводного сабвуфера. Басовый регистр изобилует деталями даже на низкой громкости, что позволяет слушать акустику при небольшом повороте ручки потенциометра в вечернее и ночное время.


29-мм ВЧ-динамик SEAS Crescendo с мягким куполом и неодимовой магнитной системой Hexadim.

Средние частоты не менее впечатляющие, однако в звучании некоторых записей я обнаружил нераскрытый резерв. Им буквально чуть-чуть недостает объема и тембрального богатства, чтобы окончательно перенести воображение слушателя в живое музыкальное действо. С уверенностью не могу сказать, является ли это особенностью конкретных акустических систем или тракта в целом.

Колонки формируют достаточно широкую сцену: она простирается далеко за пределы их установки. Инструменты и голоса четко разделены между собой и не сливаются друг с другом.


120-мм СЧ-динамик SEAS Excel с усиленным подвесом и металлической фазовыравнивающей пулей.

Колонки точно реконструировали сцену, однако вначале особой глубины и эшелонированности образов я не услышал — звук был немного привязан к высокочастотным излучателям, вследствие чего колонкам не удавалось полностью «раствориться» в комнате прослушивания. Однако когда я поставил их параллельно друг другу таким образом, чтобы их акустические оси пересекались далеко позади меня — эффект «растворения» источника в пространстве проявился в полной мере. Другими словами, для этих систем желательна параллельная установка, чтобы снизить акцент на высоких частотах.

Выводы

Если внимательно взглянуть на заднюю панель Penaudio Legato Signature — найдете небольшую надпись со слоганом компании — «auditional wellbeing», что можно перевести как «приятные впечатления от прослушивания».


Выбор и сочетание динамических головок весьма удачное.

Надо сказать, в целом ожидания оправдались и впечатления были действительно приятными. Более того, временами казалось, что акустика обладает абсолютным набором всех тех качеств, которые мы так ищем в звуке, однако у нее есть и свой характер, который надо еще понять и принять.

Поэтому мне кажется, что людям, располагающим необходимой для покупки Legato суммой, сначала будет психологически трудно переступить через свое эго и убедить себя купить эти компактные и внешне довольно скромные акустические системы. Однако на то и существует мудрость, чтобы выбирать не только глазами. В Penaudio Legato Signature довольно сложно влюбиться с первого взгляда, но познакомившись с ними ближе, избежать их чар станет не так-то просто. Я бы рекомендовал эти колонки прежде всего зрелым меломанам с хорошим чувством вкуса. Во всяком случае, их обязательно стоит послушать при первой же возможности.


Акустика для зрелого меломана с хорошим чувством вкуса.

Паспортные данные

Тип акустического оформления: фазоинвертор
Динамики: ВЧ – 29мм; 1 х СЧ – 120 мм; 2 НЧ 120мм
Сопротивление: 4 Ом (минимальное)
Диапазон частот: от 38–30000 Гц (± 3 дБ)
Частота разделения кроссовера: 180Гц, 4кГц
Рекомендуемая мощность усилителя: от 50 Вт на канал
Чувствительность: 85 дБ
Габариты: 140x1020x270 мм (с учетом шипов)
Масса 18,5 кг (одна колонка)

Подготовлено по материалам Stereo.ru.