Элегантный вид, продвинутая конструкция, весомое звучание

Обзор колонок Penaudio Karelia

Penaudio Karelia
Весьма рослые колонки весом по 80 кг выглядят стройными и элегантными. В отделке применены фирменный материал из поперечного среза спрессованной фанеры и, конечно же, натуральный шпон карельской березы

За

Пышное, насыщенное, масштабное звучание; глубочайшие весомые басы; солидная и эффектная внешность

Против

Требуют тщательного подбора компонентов и продуманной установки в помещении

Для кого

Для состоятельных меломанов, готовых предоставить им значительную «жилплощадь»

Для чего

Для прослушивания музыки самых разных жанров и получения при этом новых впечатлений от ее подачи

С чем сочетается

С электронными компонентами самого высокого класса, причем предпочтительны энергичные и с акцентом на ВЧ

Penaudio Karelia
Хрупкий купол из искусственного алмаза прикрыт изящной металлической защитной решеткой. Этот излучатель располагает мощным движком с неодимовой магнитной системой с шестью радиально намагниченными блоками, эффективными вентиляцией, а также демпфированием волн, порожденных задней поверхностью мембраны

Звук, как и воздух, постоянно окружает нас, и люди уже давно научились делать из шумов нечто осмысленное – например, речь, а затем и музыку. Также уже неисчислимое количество лет они умеют управлять его распространением: вспомним «подслушивающие устройства» в старинных замках и дворцах или приспособления, которые позже получат название «резонатор Гельмгольца», в стенах храмов, созданные для достижения артикулированного и эмоционального звучания церковных служб.

В XX веке после изобретения телефонии и радиотрансляции проблема передачи и воспроизведения аудиосигналов поднялась на новый уровень, и ею занялись Bell Telephone Company и Radio Corporation of America, если говорить о США. Но и в других странах возникли подобные организации, нередко государственные, как, например, NRC в Канаде или BBC в Великобритании. Но вот что удивляет: в сфере создания акустических систем для максимально достоверного воспроизведения музыки – тех, что мы теперь относим к Hi-Fi-классу – практически каждая из вошедших в историю моделей АС имеет своего автора, нередко не мудрого ученого, а просто талантливого разработчика и к тому же любителя качественного звука.

К числу таковых можно смело отнести Сами Пенттилу, основателя компании Penaudio. Его путь в этом деле начался с неудовлетворенности имеющимися в продаже колонками, возникшей чуть больше 20 лет назад, а теперь нам посчастливилось познакомиться с вершиной его творчества (возможно, промежуточной) – грандиозными Penaudio Karelia.

Это не просто еще одни очень высокие напольные колонки в череде уже созданных им подобных – идею этих Сами вынашивал несколько лет. Заключается она в создании АС с особой диаграммой направленности излучения, а именно такой, чтобы до слушателя доходил только звук от динамиков – без перерассеянной в помещении его части. При этом цель должна быть достигнута за счет особой конструкции корпуса.

Как известно, эта характеристика существенным образом зависит от частот создаваемых динамиками волн. В ВЧ-диапазоне проблем с переотражениями не возникает или они легко снимаются за счет использования самых простых средств – ковровых покрытий, мягкой мебели и т. д. Поэтому для флагманской модели был просто выбран 26-миллиметровый твитер с алмазным куполом, топовый в линейке Excel специализированного производителя динамических головок SEAS.

Penaudio Karelia
Новое плетеное волокно диффузоров СЧ-динамиков имеет улучшенные демпфирующие свойства. Головки располагают титановой звуковой катушкой, кольцами Фарадея над и под Т-образным полюсным наконечником, а также специально разработанной для реализации особого акустического оформления, запланированного для них, центрирующей шайбой

В СЧ-диапазоне для решения поставленной задачи была создана система отверстий в средней части корпуса, а также применены демпфирующие материалы внутри него, количество и расположение которых оценивалось на слух – в процессе разработки было изготовлено от 20 до 30 прототипов колонок. В итоге, характерную для СЧ-излучателей дипольную диаграмму направленности (установленных в открытый щит) – лепесток вперед и такой же назад – удалось преобразовать в близкую к кардиоиде, очень похожую на ту, что свойственна излучению купольных твитеров. Это обстоятельство, ко всему прочему, способствует лучшему согласованию диапазонов на частоте раздела полос в 4,5 кГц.

Для озвучивания этого участка спектра, начиная с 200 Гц, были выбраны 180-миллиметровые динамики SEAS Excel Curv с плетеными диффузорами. Они расположены по схеме D’Appolito, как и вуферы.

Управление направленностью на низах – особо серьезный вызов для разработчика. По утверждению С. Пенттилы, в Penaudio Karelia удалось добиться близкой к кардиоиде диаграммы в верхней части диапазона, «полудипольной» – ниже, примерно до 50 Гц, а для эффективного излучения более глубоких басов требуется размещать АС не менее чем в 40 см от стены, чтобы отраженные со сдвигом по фазе от нее волны не снижали суммарный уровень НЧ. Такое поведение обусловлено применением некой U-образной рамки, особым образом распределенным внутри корпуса демпфирующим материалам, а также выполненным по заказу специально для этого проекта 27-сантиметровым НЧ-динамикам с диффузорами из магниево-алюминиевого сплава.

В итоге получились трехполосные высокие (180 см), но гармонично смотрящиеся и элегантные колонки с особым по типу акустическим оформлением, которое названо дипольным. Функцию объединения и согласования семи динамиков выполняет кроссовер, тщательно разработанный и реализованный с использованием комплектующих аудиофильского класса: резисторов Mundorf MResist Supreme, конденсаторов Mundorf MCapEvoSilverGoldOil и MCapEvoOil, катушек индуктивности Mundorf Hepta Strand и MCoil Air Core, а также полюсных терминалов WBT для однокабельного подключения.

Penaudio Karelia
Отделка средней части колонок сочетает черный лак и звукопрозрачную ткань того же цвета, прикрывающую технологические отверстия в корпусе

Царство баса

Прослушивание Karelia, которые производятся по заказу и в ограниченном объеме, проходило не в привычном нам шоуруме очень большой площади, а в Hi-Fi-салоне, размеры которого сопоставимы с теми, что могут себе позволить в домашних условиях потенциальные покупатели этих весьма дорогих АС. Они были установлены в углах ниши на расстоянии немногим более полуметра от стен – в общем, так, как делать не рекомендуется. И это не помешало им продемонстрировать вполне сбалансированное звучание без чрезмерно раздутых басов. В действие их приводил стереоусилитель мощности Plinius RA-300, причем он вполне справлялся с этим делом и в режиме класса А, когда его выходная мощность ограничена.

И все же НЧ – самый, так сказать, выдающийся аспект звучания этих Penaudio, просто потому, что такое редко услышишь. Их главное свойство – естественность, поскольку нигде не выпирает, не давит, не гудит, а просто этот звук заполняет собой пространство. При проигрывании симфонической музыки благодаря такому басовому фундаменту формируется масштабная достоверная сцена – ведь до нас в полном объеме доходит информация о возникающих в концертном зале или студии звукозаписи стоячих волнах, которая в нашем мозгу преобразуется в ощущение присутствия в этих местах.

Более конкретные и искусные басовые линии, созданные электронными средствами, в альбоме Recomposed by Max Richter: Vivaldi. The Four Seasons, как выяснилось с помощью Karelia, еще глубже, весомее и выразительнее, чем нам доводилось слышать ранее. Они даже придают какой-то новый смысл этой интерпретации знаменитого произведения, делая голоса акустических инструментов аранжировки более выпуклыми, натуральными и эмоциональными.

Вокал в подаче этих АС звучит тоже по-особому: плавно, насыщенно, слаженно. Мы многого ожидали от проигрывания трека с арией из оперы «Мефистофель» А. Бойто в исполнении А. Нетребко с ее альбома Verismo: его начало с тишайшим вступлением контрабасов и виолончелей – не самая простая задачка даже для серьезных АС. И звучание Karelia впечатлило даже больше, чем мы надеялись – оно буквально осязалось. Нередко бывает, что бас «пробирает до костей», но чтобы это происходило на таком уровне громкости – восхитительно! Дальнейшее нарастание динамики и наполнение сцены все новыми инструментами идут плавно, но решительно. Голос солистки затем потрясает сочными тембрами, теплотой, а подача – энергетикой и драматизмом.

Стоит ли говорить, что поклонники «тяжелых» жанров получат тот же драйв, что и на живых выступлениях любимых групп – даже если они состоялись много лет назад – когда концертная сцена наполовину заставлена профессиональной акустикой. Мы хорошо взбодрились с альбомом Machine Head группы Deep Purple, однако должны заметить, что, например, в композиции Highway Star звучанию недоставало стремительности.

Некоторая вялость наблюдалась и в других ритмичных вещах, но, думается, при формировании аудиотракта с учетом этого обстоятельства данное замечание будет снято.

Penaudio Karelia
Вуферы изготовлены SEAS по специальному заказу Penaudio, их конструкция модифицирована с целью установки в АС с нетрадиционным акустическим оформлением

Подводим итоги

Сами Пенттила – увлеченный своим делом мастер, готовый к новым поискам в деле достижения идеального звучания. Поздравляем его с очередной покоренной вершиной! А состоятельным меломанам и аудиофилам рекомендуем присмотреться к колонкам Penaudio Karelia – они способны расширить горизонты восприятия самой разной музыки.

Penaudio Karelia